Интервью

Дружественный сайт Radiozvuk.com опубликовал интервью, мы беседовали о дикторской работе.

Алексей, как ты пришел на радио и где работал до этого?

- В радио я влюблён с детства, вернее в радиолу. Радио тогда было лишь проводное и по большей части скучное, поэтому мне нравилось слушать пластинки. Внутри радиолы горела таинственная зелёная лампочка, и когда приёмник включался, у лампы как будто открывались шторки, и начинался спектакль, мне так казалось. Наслушавшись всласть, я изображал сказочных героев или передразнивал певцов.
Позже, когда появились музыкально-развлекательные станции, они меня привлекли своей непредсказуемостью. Я никогда не знал, какая песня будет следующая. Тогда не было жёстких ротаций. Но работать на радио я не мечтал. Сначала трудился учителем в школе, потом в Доме Творчества Молодёжи, который как мог, поддерживал различные направления студенческого творчества.

Как получилось, что ты начал озвучивать рекламные ролики?

- Именно в Доме Творчества я и начал озвучивать рекламные ролики. Это были анонсы собственных концертов и акций. У нас была своя студия, и рекламу было проще сделать самим. Да и денег никому платить не надо.

Если у человека хорошие данные и он хочет работать диктором, с чего бы ты порекомендовал начать? Какие первые шаги?

- В первую очередь нужно работать над собой. Больше читать, причём вслух. Думаю, что эффективнее было бы найти педагога по речи, врача-фониатра. Они смогут дать профессиональные советы. Это более быстрый и точный путь. Я же не думал, что буду диктором, поэтому пришёл к микрофону постепенно, своим путём – через СТЭМовскую сцену и рок-н-ролл.

Как научиться работать с микрофоном и не чувствовать себя скованным во время записи?

- Это всё-таки запись, а не прямой эфир. Не получилось с первого дубля – попробуй ещё раз. Надо работать на результат. Могу посоветовать следующее:
Во-первых, необходимо ознакомиться с текстом. Надо его пропустить через себя, а потом уже идти на запись. Тексты совершенно разные и надо хотя бы подобрать своё настроение, с которым его нужно прочесть.
Во-вторых, необходимо доверие к звукорежиссёру, если работаешь в паре. Не стесняться его, слушать советы, т.к. мнение со стороны важно и иногда ему слышнее как лучше.
В-третьих, могут помочь наушники, в них слышны все нюансы голоса. Правда, я пишусь без них.
В-четвёртых, можно сказать об уюте студии или места, в котором вы записываетесь, но и это очень индивидуально. Один знакомый режиссёр приходил на запись с кучей личных вещей, наверное, они ему помогали одомашнить место работы. Даже притаскивал цветок в горшке.

Что самое главное для диктора: тембр, дикция, актерские данные?

- Первичен тембр. К нам приходило много людей на пробы и уже в первые 10 секунд можно было понять – любит их микрофон или нет. Если тембра нет, то быть радиодиктором сложно. Без дикции тоже никуда, но в большинстве случаев – дело наживное. И работать над ней надо постоянно. Я бьюсь над собой.
А актёрские данные – это краски, которые помогают оживить речь диктора. Если только с тембром и дикцией можно читать «монохромные» объявления, то с актёрством интонационных возможностей полным-полно.
Тут надо оговориться, что иногда актёрство и мешает дикторской работе, чаще это встречается у актёров провинциальных драматических театров, которые привыкли «прокачивать» голосом весь зрительный зал, но оставшись с микрофоном один на один, теряются, т.к. глупо кричать на ухо.

Какие голоса сейчас наиболее востребованы?

- Люди любят голоса сочные, красивые, что естественно и обусловлено природой. Возрастные мужественные с хрипотцой, или молодые энергичные, грудные женские или бойкие игривые. В любом случае сексуальные голоса. Ведь для кого-то и строгий – секси. Слушатель рисует свой образ того, кому он принадлежит. У каждого свой. И лучше диктора не показывать, чтобы не рушить эту связь.
На мой взгляд, тенденция идёт к оживлению дикторских голосов, уже меньше просьб читать «как на первом канале». Вроде бы меньше пафоса. Хотя всегда яркие дикторские образы хотят повторить. Примером тому и диктор всех времён Левитан, и Неклюдов с «Первого канала», и Виноградов с «Пиратской станцией».

Кажется, в работе диктором нет ничего сложного: взял текст, прочитал и получил деньги. Так ли это на самом деле, или приходится сталкиваться с какими-то трудностями?

- Мне проще работать с тем заказчиком, который мне доверяет. Тогда можно раскрепоститься и прочитать в разных стилях. Комментарии к тексту помогают прочесть, так как надо – «попасть в точку». Но бывают такие, в которых к каждому предложению или даже фразе написан отдельный комментарий. Я о них спотыкаюсь, потому что в таком случае сложно воспринимать текст цельно. Прочитаю их, а перед печатью удаляю. Надеюсь эти комментаторы не читают сейчас моё интервью.
Бывает ещё одна сложность. Тот, кто придумал текст, уже нарисовал у себя в голове образ как должно звучать и ты не можешь попасть в эту картинку. Тогда переписываем по несколько раз. И хоть не с первого раза, но всё-таки получается сделать как надо. При работе через интернет возможность общения с заказчиком ограничена.
Вообще приятнее работать с копирайтерами пишущими текст, смакуя его на звучание. Тогда и ритмика хорошая, и предложения не перегружены, и нет сложных звукосочетаний.
Нет ничего хуже чтения газетных объявлений.

Чем работа диктора отличается от работы ведущего?

- Главное различие в том, что диктор читает готовый текст с листа или монитора, а ведущий подаёт информацию в более живом, разговорном стиле. И если это не импровизация, то хотя бы стилизация под неё, пересказ своими словами.
Хочется поработать и ведущим тоже, но я ещё зрею. На линейке мне сидеть уже поздновато, а программу вести – почему бы и нет. Было бы о чём.

Многие дикторы работают со студиями из других городов. Что проще: общаться с заказчиком «лицом к лицу» или через интернет?

- Мне проще через интернет, уже привык. По телефону или скайпу можно всё доступно объяснить. Редко заказчик приходит и режиссирует процесс записи голоса. Последний раз это было полгода назад и то для театральной постановки.

Сейчас твой голос можно услышать на федеральных каналах. Студии сами выходят на тебя? Тебя когда-нибудь узнавали по голосу?

- Так или иначе, все обращения были через интернет. И казалось бы совершенно случайно. К примеру, телеканалу «Россия» нужен был диктор для озвучки трейлера к фильму и они нашли мой ролик. Это была пародия на трейлер и делался он в шутку, для себя и друзей-коллег. Может потому что было сделано с искоркой и не дежурно, он и сослужил мне добрую службу. Теперь я озвучиваю анонсы для телеканала «РТР», который вещает со спутника на заграницу.
Узнавали ли меня по голосу? Не припомню. Для этого надо создать знаменитую роль. Чтобы у всех на слуху, а так только друзья узнают.
Была ситуация совсем обратная. Для одной рекламной агентессы я озвучил ролик голосом деревенского дедушки и она меня не узнала. А когда потом пришла для нового ролика с «тем же диктором дедушкой», я слегка поглумился и озаботил её тем, что это труднодоступный диктор. Меня это забавляет. Потом озвучил, конечно. Но тайна пусть остаётся.

Чаще всего люди даже не задумываются над тем, чей голос звучит в рекламе? Не обидно, что твоя работа остается незамеченной?

- Мне такое положение вещей больше нравится. Можно работать много и по разному. Коллеги по видеорекламе постоянно маются в поиске новых лиц для рекламы. В звуке легче, тут зрительная память не мешает. По крайней мере в рекламе меня это устраивает. Да и рекламе не нужны известные голоса, они отвлекают внимание от предмета рекламы. Образ-вампир тянет одеяло на себя. Человек помнит, что в ролике был, скажем Алексей Булдаков, а про что была речь нет. Деньги на ветер. Пусть лучше нам заплатят.

У любого актера есть роль, которую он мечтает сыграть. У диктора, наверное, есть роль, которую хочется озвучить?

- Да. И эти роли мне хочется сыграть в аудиокнигах. Первая , которую я вынашиваю давно и уже приблизился к исполнению – это книга Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше», а вторая мечта – рассказы Василия Макаровича Шукшина. Я уже понял, сходу – нахрапом мне их не осилить, но теперь уже знаю, как буду их делать и чувствую для этого силы. Осталось только найти время.

Опубликовано: 29.09.2011

Категория: Новости